{background: url('http://s019.radikal.ru/i626/1410/1c/b1b47c59b3d3.jpg')
Пятница, 03.05.2024, 02:41
Приветствую Вас Гость | RSS

Физика и Астрономия

Категории раздела
Приветствую Вас.
Архив
Календарь
ПнВтСрЧтПтСбВс
Кнопки

Районные контрольные работы по физике 10 класс 2016 год

Порядок организации региональной диагностической работы по физике в 10 классах   в феврале 2016 г             

 

Спецификация

контрольных измерительных материалов

для проведения контрольной работы

по ФИЗИКЕ, раздел «Механика»

(10 класс, общий уровень)

 

1. Назначение контрольных измерительных материалов

Контрольные измерительные материалы (далее КИМ) предназначены для оценки уровня общеобразовательной подготовки по физике учащихся 10 класса (общий уровень). КИМ предназначены для диагностики достижения планируемых предметных и метапредметных результатов.

 

2. Документы, определяющие содержание КИМ

Содержание контрольной работы определяет Федеральный компонент государственного стандарта среднего (полного) общего образования, профильный и базовый уровни (приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089).

Содержание работы соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту среднего (полного) общего образования (приказ Минобрнауки РФ 17.05.2012 № 413).

 

3. Подходы к отбору содержания, разработке структуры КИМ

Каждый вариант контрольной работы (общий уровень) включает в себя контролируемые элементы содержания из одного раздела школьного курса физики «Механика» целиком изученного в первом полугодии 10 класса, при этом  предлагаются задания трех таксономических уровней: базового, повышенного и высокого.

Количество заданий по каждой теме раздела определяется его содержательным наполнением и пропорционально учебному времени, отводимому на его изучение в соответствии с примерной программой по физике.

Варианты контрольной работы (общий уровень) строятся по принципу содержательного дополнения и обеспечивают контроль освоения всех включенных в кодификатор содержательных элементов указанного раздела курса физики 10 класса:

 

1. Механика

1.1 Кинематика

1.1.1 Механическое движение. Относительность механического движения. Система отсчета.

1.1.2 Материальная точка. Траектория, перемещение, путь. Сложение перемещений.

1.1.3 Скорость материальной точки. Сложение скоростей.

1.1.4 Ускорение материальной точки

1.1.5 Равномерное прямолинейное движение

1 1 6 Равноускоренное прямолинейное движение

1.1.7 Свободное падение. Ускорение свободного падения. Движение тела, брошенного под углом α к горизонту

1.1.8 Движение точки по окружности. Угловая и линейная скорость точки. Центростремительное ускорение точки

1.2 Динамика

1.2.2 Инерциальные системы отсчета. Первый закон Ньютона.

Принцип относительности Галилея

1.2.3 Масса тела. Плотность вещества

1.2.4 Сила. Принцип суперпозиции сил

1.2.5 Второй закон Ньютона (для материальной точки в ИСО)

1.2.6 Закон всемирного тяготения. Сила тяжести.

1.2.7 Движение небесных тел и их искусственных спутников. Первая космическая скорость

1.2.8 Сила упругости. Закон Гука

1.2.9 Сила трения. Сухое трение. Сила трения скольжения. Сила трения покоя. Коэффициент трения

1.2.10 Давление

1.3 Статика

1.3.1 Момент силы относительно оси вращения. Плечо силы относительно оси.

1.3.2 Условия равновесия твердого тела в ИСО

1.3.3 Закон Паскаля

1.3.4 Давление в жидкости, покоящейся в ИСО

1.3.5 Закон Архимеда. Условие плавания тел

1.4 Законы сохранения в механике

1.4.1 Импульс материальной точки

1.4.2 Импульс системы тел

1.4.3 Закон изменения и сохранения импульса

1.4.4 Работа силы

1.4.5 Мощность силы

1.4.6 Кинетическая энергия материальной точки. Закон изменения кинетической энергии системы материальных точек

1.4.7 Потенциальная энергия. Потенциальная энергия тела в однородном поле тяжести. Потенциальная энергия деформированной пружины

1.4.8 Закон изменения и сохранения механической энергии

 

При конструировании КИМ учитывается необходимость проверки предусмотренных стандартом видов деятельности: усвоение понятийного аппарата курса физики (1.1 – 1.3), овладение методологическими знаниями (2.5), применение знаний при объяснении физических явлений (2.1 – 2.4), при решении задач (2.6), применение знаний в практической деятельности (3). Овладение умениями при работе с информацией физического содержания проверяется в тесте опосредованно при использовании различных способов представления информации в текстах заданий или дистракторах (графики, таблицы, схемы и схематические рисунки).

В контрольную работу (общий уровень) включены качественные задания и расчетные задачи, позволяющие проверить умение применять физические законы и формулы преимущественно в типовых учебных ситуациях. Они позволяют оценить уровень освоения наиболее значимых содержательных элементов стандарта по физике средней школы и овладение наиболее важными видами деятельности.

 

4. Характеристика структуры КИМ

Каждый вариант контрольной работы состоит из трех частей и содержит 16 заданий, различающихся формой и уровнем сложности.

Контрольная работа содержит задания с выбором ответа, с кратким и развернутым ответом. К каждому из 8 заданий с выбором ответа (1 – 3, 6, 8 – 11) предлагается 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Задание считается выполненным верно, если ученик выбрал (отметил) номер правильного ответа. Задание считается невыполненным в следующих случаях: а) указан номер неправильного ответа; б) указаны номера двух или более ответов, даже если среди них указан и номер правильного ответа; в) номер ответа не указан.

К заданию с множественным выбором (7) приводится по пять вариантов ответа, из которых верны только два.

Четыре задания (4, 5, 12, 13) с кратким ответом представляют собой типовые задачи, их следует решить и записать ответ, выразив его, по умолчании, в единицах СИ и округлив до указанного разряда. Ответ дается цифрами, записанными без пробелов.

Ответы на задание на установление характера изменения величин, характеризующих описанный процесс (14), записываются в виде набора цифр.

Задание 15 – качественная задача; задание 16 – расчетная задача. На задания 15 и 16 приводится развернутый ответ. Эти задания проверяются экспертами в соответствии заранее оговоренными критериями выполнения.

Распределение заданий итоговой работы с учетом максимального

первичного балла за выполнение каждого типа заданий дается в таблице 1.

 

Таблица 1. Распределение заданий по типам

 

Тип заданий

Число

заданий

 

Макси-

мальный

первичный

балл

 

Процент

максимального

первичного балла

для заданий

каждого типа от максимального первичного балла за всю работу, равного 22

1

С выбором одного ответа

8

8

36%

2

С выбором двух верных ответов

1

2

9%

3

С кратким ответом

4

4

18%

4

Задания на установление характера изменения величин

1

2

9%

5

Задания с развернутым ответом

2

6

27%

ИТОГО

16

22

100%

 

5. Распределение заданий итоговой работы по содержанию, проверяемым умениям и видам деятельности

При разработке содержания КИМ учитывается необходимость проверки усвоения элементов знаний, представленных в разделе 1 кодификатора. В контрольной работе контролируются элементы содержания из раздела курса физики: «Механика».

Общее количество заданий в контрольной работе по каждой теме раздела приблизительно пропорционально учебному времени, отводимому на изучение данной темы в школьном курсе физики.

Контрольная работа разрабатывается исходя из необходимости проверки умений и способов действий, отраженных в разделе 2 кодификатора. В таблице 2 приведено распределение заданий по видам умений и способам действий в зависимости от формы заданий.

 

Таблица 2. Распределение заданий по видам умений

и способам действий в зависимости от формы заданий

Основные умения

и способы действий

Количество заданий

 

Вся

работа

Задания с

выбором

одного

ответа

Задания с

выбором

двух

ответов

Задания

с кратким

ответом

Задания на характер изменения величин

Задания с развернутым ответом

Требования 1.1–1.3.

 Знать/понимать смысл физических понятий, величин, законов, принципов, постулатов

16

8

1

4

1

2

Требования 2.1–2.4.

Уметь описывать и объяснять физические явления и

свойства тел, результаты экспериментов… приводить

примеры практического использования физических знаний

16

8

1

4

1

2

Требования 2.5

Методологические знания

3

-

-

-

1

2

Требование 2.6

Уметь применять полученные знания при решении

физических задач

7

-

-

5

1

2

Требования 3.1, 3.2

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

10

8

-

-

-

2

 6. Распределение заданий КИМ по уровню сложности

Таблица 3. Распределение заданий контрольной

работы по уровню

Уровень сложности

заданий

Число

заданий

Максимальный

первичный

балл

Процент

от максимального

первичного балла

за всю работу,

равного 22

Базовый

9

9

41%

Повышенный

5

7

32%

Высокий

2

6

27%

Итого

16

22

100%

 

 

 

8. Система оценивания выполнения отдельных заданий и контрольной работы в целом

Правильно выполненная работа оценивается 22 баллами.

Каждое правильно выполненное задание с выбором одного правильного ответа оценивается 1 баллом. Задание с выбором ответа считается выполненным, если выбранный учащимся номер ответа совпадает с верным ответом.

Задание с кратким ответом считается выполненным, если записанный ответ совпадает с верным ответом и оценивается 1 баллом.

Задание 7 оцениваются в 2 балла, если верно указаны все элементы ответа, в 1 балл, если правильно указан хотя бы один элемента ответа, и в 0 баллов, если нет ни одного элемента правильного ответа.

Задание 14 оцениваются в 2 балла, если верно указаны все элементы ответа, в 1 балл, если правильно указаны два элемента ответа, и в 0 баллов, если указан только один или ни одного элемента правильного элемента ответа.

Задания 15 и 16 оцениваются 3 – 0 баллами в соответствии с критериями, разработанными для каждого из них.

В контрольной работе перед каждым типом задания предлагается инструкция, в которой приведены общие требования к оформлению ответов.

Поскольку работу могут выполнять учащиеся, изучающие физику на базовом или профильном уровнях, для перевода тестового балла в отметку предлагаются две шкалы, учитывающие уровень изучения предмета (таблицы 4 и 5).

 

Таблица 4. Таблица перевода баллов в отметки по пятибалльной шкале для школ с изучением физики на профильном уровне

 

Отметка по

пятибалльной шкале

«2»

«3»

«4»

«5»

Работа итоговая, базовый уровень

0 – 7

8 – 15

16 – 19

20 – 22

 

Таблица 5. Таблица перевода баллов в отметки по пятибалльной шкале для школ с изучением физики на базовом уровне

 

Отметка по

пятибалльной шкале

«2»

«3»

«4»

«5»

Работа итоговая, базовый уровень

0 – 4

5 – 10

11 – 14

15 – 22

 

Приложение

Обобщенный план варианта

контрольных измерительных материалов

 для проведения контрольной работы

за 10 класс, тема «Механика», общий уровень.

Обозначение

задания в работе

 

Проверяемые элементы содержания

 

Коды

элементов

содержания

 

Коды

проверяемых умений

 

Уровень

сложности

задания

 

Максимальный балл

за выполнение

задания

 

Примерное

время

выполнения

задания (мин.)

 

 

Часть 1. Механика. Работа с текстом

1

Кинематика

1.1.1; 1.1.3; 1.1.5

1.1–1.3; 2.1 – 2.4

Б

1

2 – 3

2

Кинематика

1.1.1; 1.1.4;1.1.6

1.1–1.3; 2.1 – 2.4, 2.6

Б

1

2 – 3

3

Кинематика

1.1.1 – 1.1.6

1.1–1.3; 2.1 – 2.4, 2.6

Б

1

3 – 5

4

Кинематика

1.1.1 – 1.1.6

1.1–1.3; 2.1 – 2.4;

3

П

1

5 – 7

5

Динамика

1.2.2 – 1.2.5; 1.2.9

1.1–1.3; 2.1 – 2.4;

Б

1

2 – 3

6

Динамика

1.2.2 – 1.2.5; 1.2.9

1.1–1.3; 2.1 – 2.4;

Б

1

2 – 3

7

Динамика. Законы сохранения

1.1; 1.4.1; 1.4.6

1.1–1.3; 2.1 – 2.4;

2.6

П

2

5 – 7

 

Часть 2. Задания, проверяющие избранные вопросы раздела

8

Динамика. Статика.

1.2;1.3.3. – 1.3.5

1.1–1.3; 2.1 – 2.4;

2.6

Б

1

2 – 3

9

Динамика

1.2.2; 1.2.4; 1.2.5

1.1–1.3; 2.1 – 2.4;

2.6

Б

1

2 – 3

10

Кинематика. Законы сохранения

1.1.8; 1.4.1

1.1–1.3; 2.1 – 2.4;

2.6

Б

1

2 – 3

11

Законы сохранения

1.4.4

1.1–1.3; 2.1 – 2.4;

2.6

Б

1

2 – 3

12

Законы сохранения

1.4.4; 1.4.6; 1.4.7

1.1–1.3; 2.1 – 2.4;

2.6

П

1

5 – 7

13

Кинематика. Законы сохранения

1.1.7; 1.4.6; 1.4.7; 1.4.8

1.1–1.3; 2.1 – 2.4;

2.6

П

1

5 – 7

14

Кинематика. Динамика. Законы сохранения

1.1; 1.2; 1.4

1.1–1.3; 2.1 – 2.4;

2.6

П

2

5 – 7

 

Часть 3. Задания с развернутым ответом

15

Статика

1.3.5

1.1–1.3; 2.1 – 2.4;

2.6

В

3

10 – 15

16

Кинематика. Динамика. Законы сохранения

1.1; 1.2; 1.4

1.1–1.3; 2.1 – 2.4;

2.6

В

3

10 – 15

Всего заданий – 16,

из них по типу заданий:

с выбором ответа – 8; с выбором двух правильных ответов – 1; с кратким ответом – 4; на установление соответствия и характера изменения физических величин – 1, с развернутым ответом – 2.

по уровню сложности: Б – 9, П – 5, В – 2.

Максимальный первичный балл за работу – 22.